Профилактика плоскостопия

 ПлоскостоПие – это деформация стоПы, характеризующаяся уПлощением ее сводов. врачи называют ПлоскостоПие болезнью цивилизации. неудобная обувь, синтетические Покрытия, гиПодинамия – все это Приводит к неПравильному развитию стоПы. деформация стоП бывает двух видов: ПоПеречная и Продольная. При ПоПеречном ПлоскостоПии Происходит уПлощение ПоПеречного свода стоПы. При Продольном ПлоскостоПии наблюдается уПлощение Продольного свода, и стоПа соПрикасается с Полом Почти всей Площадью Подошвы. в редких случаях возможно сочетание обоих форм ПлоскостоПия.

10 факторов развития ПлоскостоПия

u недоразвитость мышц стоП,

u слабость мышечно – связочного аППарата стоПы, может быть в результате рахита,

u ношение неПравильно Подобранной обуви,

u косолаПость,

u х – образная форма ножек,

u травмы стоПы, голеностоПного сустава, лодыжки,

u наследственная ПредрасПоложенность

u большие физические нагрузки,

u излишний вес,

u длительное Пребывание в Постели (в результате болезни).

 

Признаки ПлоскостоПия

·       страдающие ПлоскостоПием дети ходят широко расставив ноги, развернув стоПы и слегка сгибая ноги в коленях,

·       быстрая утомляемость ног,

·       ноющие боли стоП и голени При ходьбе и стоянии,

·       к вечеру может Появляться отек стоПы, который Проходит за ночь,

·       быстро изнашивается внутренняя сторона Подошвы,

·       стоПа становится шире.

 

 

уПражнения для Профилактики ПлоскостоПия у детей,

которые можно выПолнять в детском саду и дома

 

1. исходное Положение (иП) – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях Под Прямым углом, руки оПущены или лежат на коленях.

O   Поднять носки вверх,

O   оПустить в иП.

 

2. иП – то же.

O   Поднять Пятки вверх (встать на носки),

O   оПустить Пятки на Пол, вернуться в иП.

                     

 

3. иП – то же.

O   развести носки в стороны, стоПы от Пола не отрывать (скользить По Полу),

O   соединить носки,  вернуться в иП.

 

4. иП - то же.

O развести Пятки в стороны стоПы от Пола не отрывать (скользить По Полу),

O соединить Пятки, вернуться в иП.

 

     5. иП – то же.

O   одновременно Поднять носок Правой ноги и Пятку левой ноги,

O    вернуться в иП.,

O   одновременно Поднять носок левой ноги и Пятку Правой ноги,

O   вернуться в иП.

 

6. иП – то же.

O   не отрывая стоПы от Пола, одновременно развести в стороны носки, затем развести Пятки, снова носки, и снова Пятки, Передвигая таким образом ноги Под счет в стороны,

O    возвращаемся  в иП – соединить Пятки, носки, Пятки и снова носки.

 

7. иП – то же, Под сводом стоП гимнастическая или любая другая Палка (диаметр зависит от возраста ребенка).

O   Прокатить Палку вПеред от Пятки к носку,

O    Прокатить обратно от носка к Пятке, вернуться в иП.

стараться,  чтобы Палка была Плотно Прижата Подошвами к Полу.

 

8. иП – то же.

O   развести стоПы в стороны, скользя ими По Палке,

O   соединить стоПы, стараясь не отрывать их от Палки, вернуться в иП.

 

9. иП – то же, Под сводом стоП резиновый мяч.

O   Прокатить мяч от носков к Пятке, стараться катить мяч Прямо,

O   Прокатить мяч от Пятки к носкам, вернуться в иП,

стоПы должны Плотно Прижимать мяч к Полу.

 

10. иП – сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях Под Прямым углом, руки оПущены или лежат на коленях.

O   Поджать Пальцы вниз и, не отрывая стоП от Пола, Передвинуть Пятки вПеред,

O   разжать Пальцы ног, выПрямить стоПу,

O   затем снова Поджать вниз, Придвинуть Пятки,

O   разжать, выПрямить стоПу. ноги Передвигаются как «червячок» Под счет.

 

11. иП – левая нога согнута в колене Под Прямым углом, Правая нога лежит на левом колене.

O   круговые движения Правой ногой в голеностоПном суставе По часовой стрелке, затем Против часовой стрелки,

O   Поменять ноги, выПолнить то же самое другой ногой.

 

12. иП – то же. «ходьба» на месте.

O   с Поджатыми Пальцами,

O   с Поджатыми Пальцами на наружном крае стоП,

O   «ходьба», выПрямив Пальцы:

       на Пятках,

       на носках,

O   «ходьба» с оПорой на всю стоПу.

 

13. иП – стоя, Пятки вместе, носки врозь, руки оПущены.

ходьба По залу:

O   с Поджатыми Пальцами,

O   с Поджатыми Пальцами на наружном крае стоП,

O   на Пятках,

O   на носках,

O   с оПорой на всю стоПу.

   уПражнения с исПользованием сПециального оборудования

 

дети исПытывают большое удовольствие, когда делают массаж сПециальным  инвентарем:

v мячиком для массажа,

v массажером для стоП «тимбэ»,

v ходят По массажной дорожке.

 доказано, что массаж Пальцев рук сПособствует развитию речи ребенка. в Процессе массажа стоП и кистей мы «обрабатываем» уменьшенное изображение человека и достигаем целостного воздействия на организм.

 

массаж рефлекторных зон, расПоложенных на стуПнях и руках, Полезен любому человеку, так как сПособствует укреПлению здоровья, расслаблению, гармонизации жизненной энергии, а также ПреПятствует развитию нарушений в функционировании организма.

 

массажный мячик.

1. иП - сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях Под Прямым углом, руки оПущены или лежат на коленях, Под ногой массажный мячик.

O   Прокатить мячик от носка к Пятке,

O   затем от Пятки к носку, вернуться в иП,

сделать то же самое другой ногой.

2. иП – сесть на Пол, руки в уПоре на локтях, ноги вытянуты вПеред.

O захватить стоПами мяч, Поднять Повыше,

O оПустить мяч вниз, вернуться в иП.

  

массажер для стоП «тимбэ»

массажер для ног "тимбэ" Позволяет самостоятельно Проводить несложный массаж сПуПеней, не требуя для этого сПециальных навыков.

 

иП -  сидя на скамейке, ноги согнуты в коленях Под Прямым углом, руки оПущены или лежат на коленях, ноги стоят на массажере.

Прокатывание ног По колесикам массажера:

O   Правая нога вПеред, левая нога назад,

O    и наоборот, Правая нога  назад, левая – вПеред.

 

коврик массажный

ортоПедическая дорожка Повышает комфортность, Помогает снизить локальные Перегрузки стоПы и разгрузить болезненные участки, за счет вовлечения в оПору большей Площади Подошвенной Поверхности. особенно эффективна для детей Первых лет жизни.

коврик ортоПедический с имитацией гальки Предназначается для Профилактики и лечения заболеваний и деформаций стоПы.   

 

оПтимальный Профилактический и лечебный эффект ковриков достигается за счет того, что массажные бугорки на их Поверхности, имеющие различную высоту и диаметр, стимулируют рецеПторы Подошвенной Поверхности стоПы ребенка, сПособствуя формированию ее физиологических сводов. благодаря модульной конструкции, размеры ковриков можно увеличивать Путем наращивания или же, наоборот, уменьшать – разъединяя элементы изделия. эластичность материалов, из которых изготавливаются коврики, делает занятия на них удобными
и комфортными. они могут исПользоваться как в домашних условиях, так и в детских учреждениях. 
 

уПражнения, выПолняемые на коврике

иП – руки на Пояс, сПина Прямая

O   обычная ходьба По коврику,

O   ходьба на внешней стороне стуПни,

O   Перекаты с Пятки на носок,

O   ходьба на носочках,

O   ходьба на Пятках.

 учитывая высокий Процент ортоПедической Патологии, в частности деформации стоП у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаПравленной двигательной активности с исПользованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени Пребывания ребенка в детском саду. рациональное расПределение регламентированной По формам и интенсивности физической нагрузки Позволяет Полностью удовлетворить биологическую Потребность в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укреПив мускулатуру и сумочно – связочный аППарат нижних конечностей, Позволяет Полностью удовлетворить.

дозировка каждого уПражнения, то есть количество Повторений и Подходов, которое необходимо выПолнить, различна. каждой возрастной груППе соответствует свое количество Повторений,  

дозировка

№ уПр

младшая

груППа

3 – 4 года

средняя груППа

4 – 5 лет

старшая груППа

5 – 6 лет

Подготовит. груППа

6 – 7 лет

1

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

2

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

3

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

4

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

5

-

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

6

-

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

7

10 – 15 сек

15 – 20  сек

20 – 25 сек

25 – 30 сек

8

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

9

10 – 15 сек

15 – 20  сек

20 – 25 сек

25 – 30 сек

10

-

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

11

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

12

-

По 15 сек

По 20 сек

По 25 сек

13

По 10 сек

По 15 сек

По 20 сек

По 25 сек

 

массажный мяч

1

10 – 15 сек

15 – 20  сек

20 – 25 сек

25 – 30 сек

2

4 – 6 раз

6 – 8 раз

8 – 10 раз

10 – 12 раз

 

массажер для стоП «тимбэ»

1

10 – 15 сек

15 – 20  сек

20 – 25 сек

25 – 30 сек

 

коврик массажный

1

По 2 Прохода По коврику

По 2 Прохода По коврику

По 3 Прохода По коврику

По 3 Прохода По коврику

из Приведенных выше уПражнений выбираются 4 – 6 , которые включаются в разминку 2 – 3 раза в неделю. на индивидуальных занятиях выПолняется весь комПлекс уПражнений.

 

рекомендации 

летом ребенку обязательно надо ходить По Песку. это можно делать в любом удобном месте: на балконе, лоджии, на даче. Промойте и высушите два ведра Песка и добавьте к нему ? ведра гальки или мелкой щебенки – все смешайте и рассыПьте дорожкой на 1,5 – 2 м. ходить По искусственной дорожке надо босиком – По 20 – 30 мин в день.