Социально-образовательный
(общедетсадовский)
проект
«Живи века, Сосновая столица!»
Пояснительная записка
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому, к труду своих земляков. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город или посёлок, нам нужно показать их с привлекательной стороны»
Воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению и труду взрослых у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.
Актуальность
В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном крае, родном поселке, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родных местах о людях разных профессий. У воспитателей также вызывает трудность работа по ознакомлению дошкольников с историей посёлка, его достопримечательностями, почетными людьми разных профессий. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Эта проблема еще более становиться актуальной, когда выясняется, что и родители не всегда владеют знаниями об истории своего поселка, о людях, которые вносят большой вклад в развитие своей малой родины
Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями исходя из того, что преобладающая часть родителей не имеют достаточных знаний об истории родного поселка, его традициях и культурных ценностях, испытывают трудности в их передаче детям.
Проведенное исследование в ходе, которого наблюдали за игрой, беседовали с детьми, проводили диагностическое обследование с детьми в возрасте от 4 до 7 лет. В результате были сделаны следующие выводы: дети плохо знают свой домашний адрес, название родного поселка, слабо владеют знаниями об истории своего поселка, почетных людях разных профессий. Лучше дело обстояло со знанием достопримечательностей и природы родного края. Необходимо было продумать работу в этом направлении.
Между тем, опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы с родителями воспитанников. Беседы и опрос родителей показали, что:
20% родителей имеют знания о родном поселке (могут рассказать историю, символику, назвать достопримечательности и т.д.).
60 % родителей владеют недостаточной информацией. Из бесед с ними выяснилось, что мало знаний о поселке не потому, что они не хотят, не могут знать, а просто потому, что никогда не задумывались об этом. Отсюда вывод: недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно — патриотического воспитания.
Возникла идея разработки и реализации социально-образовательного проекта «Мой любимый поселок», который охватит педагогов, родителей и воспитанников детского сада в возрасте от 4 до 7 лет.
Постановка проблемы:
Дети, начиная со среднего дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном посёлке и его достопримечательностях, людей разных профессий, особенностях русских традиций. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, которая охватывала бы ознакомление с родным краем, воспитание любви к своей малой Родине.
Цель:
создание условий для расширения кругозора детей и родителей о родном поселке через совместную деятельность педагогов, детей и родителей.
Задачи:
Познакомить с историей родного поселка, его месторасположением, достопримечательностями, культурой, традициями и людьми разных профессий
Способствовать активизации творческой совместной деятельности детей и взрослых в процессе ознакомления с родным краем
Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
Основное направление:
формирование глубинных чувств к родному краю, поселку на основе социокультурного окружения детей.
Тип проекта:
Участники проекта:
дети, родители, педагоги, представители учреждений социума.
Формы и методы работы
С детьми: познавательно-игровые занятия, целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, беседы, составление творческих рассказов, ознакомление с художественной литературой, поэзией, творчеством талантливых людей поселка, разработка и реализация мини-проектов
С родителями:
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей о родном поселке и устанавливается личностный компонент.
Создание в детском саду экспозиции «Сосновское рукоделие», макета «Мой поселок», напольной книги «Все профессии важны»
Проведение открытого занятия в образовательной области «Социализация» с использованием мультимедийной презентации «Улицы нашего поселка» с участием представителей социума
Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, выставках, акциях , проектах на тему «Родной поселок»
Этапы управления проектом:
Концептуальный: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта (совместно с родителями).
Исходно-диагностический: разработка и организация диагностического инструментария.
Формирующий: деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Итоговый: оценка уровня сформированности знаний детей и родителей о родном поселке, его достопримечательностях и людях разных профессий, установление личностного компонента.
Содержание формирующего этапа проекта.
Работа с детьми
Проектные мероприятия |
Сроки исполнения, ответственные. |
Промежуточный результат |
- диагностическое обследование по тематическому блоку «Родной поселок» -экскурсии по улицам посёлка; -экскурсии к памятным местам, достопримечательностям поселка; -занятие «Улицы нашего посёлка»; -составление рассказа из личного опыта «Моя воскресная прогулка по посёлку»; -рассматривание фотоальбома с видами посёлка (сравнение старых фотографий с современными); -беседа «Опасные ситуации в посёлке»; -проблемная ситуация «Я потерялся на улице»; -проблемная ситуация «Что надо сделать, чтобы в посёлке стало чище»; -совместное с родителями изготовление экспонатов к макету на одну из тем: «Наш поселок», -рисование «Мой дом» (совместно с родителями);
-занятие «Улицы нашего поселка», с использованием презентации; -д/игра «Продолжи маршрут»; -д/игра «Угадай по описанию»; - с/р игра «Строители посёлка»; -с/р игра «Путешествие по посёлку»; -труд: уборка территории участка от веток, листьев, камешков; -итоговое занятие «Родной поселок»
Физкультурное занятие "Здравствуй, поселок" - старшая группа 3. Физкультурное развлечение "Веселое путешествие" - средняя группа |
Воспитатели: -октябрь 2017 -периодически, по сезонам; -постоянно; - раз в квартал; -постоянно, через индивидуальные и подгрупповые беседы; -постоянно; -декабрь; -январь; -февраль; -март; -апрель; -апрель; - в течении года -постоянно; -постоянно;
-май
июнь
июль |
-определение уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку; -закрепление знаний через речевую деятельность, художественное творчество; - закрепление и обобщение знаний детей; - формирование у детей интереса к «малой Родине». -закрепление знаний об улицах поселка, архитектурных особенностях зданий; -пополнение альбома фотографиями, закрепление знаний об истории поселка; -закрепление правил безопасного поведения; -закрепление коммуникативных качеств при взаимодействии в социуме; -закрепление правил экологически правильного и безопасного поведения; -создание книги сочинений; -создание альбома из рисунков; - обобщение знаний, создание фильма по итоговому занятию;
-закрепление уровня знаний, умений и навыков по тематическому блоку |
Работа с родителями
Проектные мероприятия |
Срок исполнения |
Промежуточный результат |
-анкетирование «Знаю ли я свой поселок?»; - участие в проведении экскурсий по посёлку (Центр туризма и ремесел, районный Краеведческий музей); -выставка семейных фотографий «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь» -подбор фотографий и коллекций «Сосновское: вчера и сегодня»; -выставка семейных творческих работ: «Почему наша улица так называется», «За что я люблю свою улицу», «Наша улица в будущем»; - Совместное с детьми рисование на тему: «Мой дом»; -Викторина для старших дошкольников «Все профессии нужны, все профессии важны» Викторина для педагогов «Мой любимый поселок» Итоговое мероприятие «Парад профессий нашего поселка» |
-сентябрь; периодически; -постоянно; -апрель; -апрель; -май; В течении года
Учитель-логопед: июнь июль Воспитатели и специалисты август |
-обобщение полученных результатов; -улучшение детско-родительских отношений через совместную деятельность; -пополнение фотоальбома «И это все о ней…»; -создание книги сочинений; -создание альбома из рисунков и фотографий;
- обобщение знаний родителей: об истории родного поселка; о его достопримечательностях и особенностях; об архитектуре зданий и сооружений; о людях оставивших след в истории поселка. |
Участники проекта:
Дети в возрасте от 4 до 7 лет
Воспитатели и специалисты
Родители
Оборудование:
Демонстрационный материал
Художественная литература
Методические разработки
ТСО
Продукты проекта: макет «Мой родной поселок» , напольная книга «Все профессии важны, все профессии нужны», творческие работы по итогам продуктивной деятельности детей и взрослых, фотографии
«И это все о нем-поселке дорогом». Презентация для занятия с детьми «Улицы нашего поселка». Презентация к викторине для родителей «Наш поселок»
Критерии эффективности: созданы условия для расширения кругозора детей и родителей о родном поселке через совместную деятельность педагогического коллектива и семьи.
Примерный перечень вопросов
к наблюдениям и беседам с детьми:
- Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
- Назови улицу, на которой ты живёшь.
- Какие улицы твоего посёлка ты знаешь?
- Какие достопримечательности ты знаешь в своём посёлке? Что ты можешь о них рассказать?
- Каких знаменитых людей поселка ты знаешь?
- Бывал ли ты в районном музее? Что тебе запомнилось?
- Как люди заботятся о своём посёлке?
- Что можешь сделать ты, чтобы наш посёлок стал ещё лучше?
- Какие профессии ты знаешь?
Литература.
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. — М.: ТЦ « Сфера», 2004
1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России.- М.: Скрипторий-2003, 2008
2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. — Волгоград: изд. «Учитель», 2007
3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А.Кондрыкинской. — М.: ТЦ « Сфера»,2005
Разработали: заместитель заведующего по ВМР С.В. Мутовкина